NASA опубликовала обновленную версию «Бледно-голубой точки»

В 1980 г. аппарат Voyager 1 выполнил пролет Сатурна, тем самым завершив свою основную миссию. Вскоре после этого известный ученый и популяризатор науки Карл Саган обратился к NASA с предложением развернуть аппарат, чтобы сделать прощальный снимок Земли. Он признавал, что такое фото не будет иметь научного значения. По мнению Сагана, ценность снимка заключалась бы в другом. Увидев Землю издалека, человечество сумело бы лучше осознать наше место во Вселенной и всю хрупкость родной планеты.

Положение Voyager 1 в момент создания «семейного портрета». Источник: NASA

NASA опубликовала обновленную версию «Бледно-голубой точки»

Схема, показывающая положение Voyager 1 и сделанные им снимки «семейного портрета». Источник: NASA

Фотография Pale Blue Dot (оригинальная версия). Источник: NASA

Несмотря на поддержку многих рядовых сотрудников, изначально NASA выступила против предложения Сагана. В агентстве мотивировали это тем, что с позиции Voyager 1 наша планета будет находиться слишком близко к Солнцу и такая съемка может повредить камеры аппарата. Потребовалось немало лет, прежде чем Сагану удалось переубедить руководство NASA. В конце концов, после пролета Сатурна у Voyager 1 не осталось никаких других целей для фотографирования, так что беречь его оптику не было никакого смысла.

Подготовка к съемке началась в 1989 г. На то, что активировать выключенные почти десятилетие назад камеры и провести калибровку всех приборов потребовалось несколько месяцев. Наконец, 14 февраля 1990 г. Voyager 1 развернулся и приступил к съемке Солнечной системы. В этот момент он находился под углом 32° к плоскости эклиптики на расстоянии примерно 6 млрд км от Земли. На то, чтобы передать полученную информацию потребовалось около полугода.

NASA опубликовала обновленную версию «Бледно-голубой точки»Фотография Pale Blue Dot (оригинальная версия). Источник: NASA

На одном из сделанных аппаратов снимков оказалась запечатлена небольшая точка, занимающая 0,12 пикселя. Это наша планета. Снимок получил название Pale Blue Dot (Бледно-голубая точка) и в настоящее время считается одной из самых известных астрофотографий всех времен.

В честь 30-летия исторической съемки, NASA опубликовала обновленную версию Pale Blue Dot. Она была получена после повторной обработки данных Voyager 1 с использованием современных программных средств и методов. Светлая полоса, в центре которой находится наша планета — ореол, возникший из-за солнечного света, рассеянного в оптике камеры в связи с малым углом между Землей и Солнцем.

NASA опубликовала обновленную версию «Бледно-голубой точки»Фотография Pale Blue Dot (обновленная версия). Источник: NASA

Стоит отметить, что в общей сложности Voygaer 1 сделал около 60 прощальных снимков Солнечной системы, образовавших т.н. «семейный портрет». Помимо Земли, на него попали Юпитер, Венера, Сатурн, Уран и Нептун. Меркурий находился слишком близко к Солнцу, чтобы быть сфотографированным, Марс не был виден из-за воздействия солнечного света на оптику камеры. Плутон оказался попросту слишком мал, чтобы его можно было различить на снимках.

По материалам: https://www.jpl.nasa.gov